Очень распространённое мнение среди родителей, не знакомых с системой Монтессори. Сталкивались? Мы — постоянно… А всё потому, что первое, с чем знакомятся дети и родители в детском саду по системе Монтессори, это упражнения практической жизни (УПЖ). Комплекс хозяйственно-бытовых занятий для детей, начиная с 2-х лет.
Дети действительно учатся убирать за собой: протирать пол, стол или стул, если что-то разлили, стирать, накладывать еду. Также начинают сами ухаживать за собой: причёсываться, одеваться, чистить зубы и т. д. Это не единственные навыки, которые прививаются в садах Монтессори, но самые основные. Упражнения практической жизни являются фундаментом для дальнейшего развития ребёнка.
Монтессори-воспитание основано на психофизиологических законах развития. Ребёнок познаёт себя и своё тело, окружающий мир, людей и предметы. Появляется потребность играть, познавать. Далее начинается интеллектуальная деятельность, формируются причинно-следственные связи, логика. Все процессы последовательны! Так заложено природой. Мы не можем привить ребёнку навык письма или чтения, пока он не научился концентрации, координации, пока не развил мелкую моторику. Письмо, счёт, чтение — это не механические навыки, а сложные процессы на основе глубоких нейронных механизмов. Мы не можем ускорить процесс созревания нервных клеток, но можем создать условия для их оптимального развития, предложив малышу упражнения из практической жизни.
Данные упражнения знакомы детям, так как являются домашними бытовыми делами. Это помогает лучше и быстрее адаптироваться к среде, но не только. Польза от УПЖ колоссальная, но давайте по порядку.