Маленький ребёнок с рождения развивается. С каждым днём, когда спит, кушает, ходит в туалет, он развивается. Даже если вы к нему редко подходите, или подходите очень часто, носите везде на руках, показываете забавные картинки, или даже просто спите рядом, в любой момент жизни ребёнок развивается.
Но это не значит, что ребёнок развивается сам и мы не можем влиять на этот процесс. Ребёнок восприимчив и реагирует на среду, людей, звуки, запахи и многое другое. Важно только понять, как и когда мы можем влиять? Какая среда способствует развитию ребёнка?
Среда — это люди и все окружающие ребёнка предметы, это вся совокупность условий, в которых происходит формирование маленького человека. Среда может быть развивающей, стимулирующей к каким-либо действиям, побуждающей, либо «бедной». При этом «бедной» может оказаться с виду напичканная игрушками среда. «Бедной» она может быть для развития мышления и воображения, а отнюдь не исходя из потраченных на все эти игрушки сумм.
Теперь поговорим о том, когда мы можем влиять. Развитие ребёнка зависит от созревания тех или иных частей головного мозга. Который в свою очередь созревает не стихийно, а по определенным законам. Законы обусловлены эволюцией и жизненной необходимостью. Не учитывать их, значит обкрадывать своего малыша в получении определенных навыков, умений и фундаментальных основ. Поэтому важно о них знать.
Мозг развивается поступательно, снизу вверх и слева на право. К моменту рождения мозг ребенка уже почти не отличается от мозга взрослого человека. В течение первого года жизни особенно активно происходит формирование структуры головного мозга. Кроме этого, в течении первых трех лет идет активное создание нейронных связей. Именно поэтому эти годы называют самыми важными, и есть мнение, что после трех уже поздно. Но и после трехлетнего возраста нейронные связи продолжают устанавливаться и укрепляться в течение всей жизни. Когда ребенок в первый раз обнаруживает свою руку, поднимает ее перед глазами и осматривает, в этот момент создаются нейронные связи, и обозначается представленность зоны руки в мозге. Простыми словами, мозг начинает чувствовать и учится управлять рукой. Каждый раз потом, когда мама гладит руку своего малыша, или когда малыш начинает постепенно чувствовать свою кисть, пальцы, пробовать дотягиваться, хватать, каждый раз в мозг поступают определенные сигналы, нейронных связей становится все больше, и «карта управления рукой» становится все чётче и детальнее. А рука со временем становится умелой.
Если учитывать этапы развития мозга, можно помогать ребёнку развиваться без какого-либо сопротивления, а напротив с большим интересом и воодушевлением.
Здесь важно понимать, что в период формирования основных зон мозга у ребёнка наблюдается большой собственный интерес ко всему, что касается этих зон. Такие периоды развития называются сензитивными, что означает «особо чувствительные» к определенному воздействию.
Например, формирование сенсорной зоны мозга в коре больших полушарий подталкивает ребёнка к «сенсорным исследованиям»: трогать и пробовать все на вкус, тянуть в рот, ощупывать всеми частями тела, валяться на траве и есть песок, бегать по горячей гальке и холодной росе голыми ногами, искать новых ощущений во всем. В городах и квартирах мы не всегда можем обеспечить детям сенсорное разнообразие. Наши квартиры слишком «комфортабельные», полы и мебель слишком ровные. Многие «сенсорные радости» бывшие «обычным делом» для наших предков, становятся чем-то уникальным.
При этом, значение сенсорной составляющей при развитии мозга ребенка не утратило своей величины. Огромная зона коры больших полушарий, отвечающая за сенсорную чувствительность, активно развивается при получении стимулов. Тысячи новых и новых нейронных связей выстраиваются каждый момент, когда совсем маленький ребенок трогает новые для себя поверхности, ощущает разные прикосновения, играет в пальчиковые игры, валяется на пушистом или наоборот колючем ковре. Подрастая, учится определять разницу материалов, деревянных, железных, пластмассовых, мелко и крупнодисперсных. И при каждом прикосновении по нервным окончаниям бегут нейроны, чтоб построить новые нейронные связи в мозге. Чтобы ребенок научился хорошо чувствовать свое тело и управлять им. Наглядно увидеть проявления хорошо сформированной сенсорной зоны можно у ребенка в прекрасном владении своим телом, легком овладении любыми видами спорта, в точности манипулирования предметами, хорошем почерке при письме и многих других проявлениях.
Развитие сенсорной зоны активно происходит в период всего дошкольного детства от 0 до 6 лет и продолжается в течении жизни. Это лишь один из примеров активно развивающегося мозга.
Также в период дошкольного детства активно развиваются:
— Крупная моторика (крупные движения руками, ногами, всем телом)
— Мелкая моторика (точечные и точные движения в теле)
— Сенсорика
— Речь
— Цветовосприяте
— Эмоциональное развитие
— Коммуникативные способности
— Аудиальное развитие
— Творческие способности
— Воображение
— Логика, память, внимание
— Освоение установленных правил и границ
— Начало самостоятельной деятельности
— Освоение правильной манипуляции конкретным предметом
В детском центре «Глобус» все занятия построены с учетом сензитивных периодов и возрастных кризисов. Мы не занимаемся ранним изучением букв и чтением в 1 год и даже в 3 года, так как знаем, что зона мозга, ответственная за чтение формируется ближе к 5−7 годам. Поэтому наши занятия всегда актуальны.